Глава
1. Основные положения
Земельные
отношения в Республике Таджикистан регулируются Конституцией Республики Таджикистан,
настоящим Кодексом и иными актами земельного законодательства Республики Таджикистан.
Горные,
лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и
животного мира, атмосферного воздуха регулируются законодательством Республики
Таджикистан.
Земля
в Республике Таджикистан является исключительной собственностью государства и
государство гарантирует эффективное ее использование в интересах народа.
Истребование
земель, ранее принадлежавших предкам, не допускается.
Все земли в Республике Таджикистан
составляют единый государственный земельный фонд и в соответствии с целевым
назначением подразделяются на следующие категории:(Закон №357 от 5.01.08г.)
1)
земли сельскохозяйственного назначения;
2)
земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских
населенных пунктов);
3)
земли промышленности, транспорта, связи, оборонного и иного назначения;
4)
земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного
назначения;
5)
земли государственного лесного фонда;
6)
земли государственного водного фонда;
7)
земли государственного запаса.
Категория
земель указывается в следующих документах:
а) в
государственном земельном кадастре;
б) в
регистрационной поземельной книге;
в) в постановлениях
органов исполнительной власти о предоставлении земель;
г) в
документах, утверждающих
права пользования на землю. (Закон
№23 от 28.02.04г.)
К
компетенции Маджлиси Оли Республики Таджикистан в области регулирования
земельных отношений относится:
а)
утверждение и изменение границы административно-территориальных единиц
(области, города и района);
б) определение
территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и
изменение их границ.
К
компетенции Правительства Республики Таджикистан в области регулирования
земельных отношений относится:
а)
распоряжение (изъятие и предоставление) землями в границах Республики
Таджикистан в общегосударственных целях по согласованию с соответствующими
органами исполнительной власти на местах;
б) организация
разработки и реализации государственных и межгосударственных программ по
рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных
ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
в)
координация работы органов исполнительной власти на местах по реализации
государственных программ по использованию и охране земель;
г)
обеспечение в процессе разработки и представления в Маджлиси Оли Республики
Таджикистан государственного бюджета финансирования мероприятий по использованию
и охране земель;
д)
установление границ особо охраняемых природных территорий по согласованию с
соответствующими органами исполнительной власти на местах;
е)
установление порядка и взимания земельного налога и арендной платы за землю;
ж) общее управление землеустройством,
установление порядка организации и ведения государственного земельного кадастра
и мониторинга земель; (Закон №23 от 28.02.04г.)
з) утверждение землеустроительной
документации, связанной с выполнением работ, имеющих государственное значение. (Закон №23 от 28.02.04г.)
К компетенции государственных органов по
землеустройству Республики Таджикистан относятся:
а) проведение и осуществление землеустройства;
б) проведение государственного земельного кадастра и
мониторинга земель,
разработки и утверждения типовых книг и других документов земельного кадастра;
(Закон №357 от 5.01.08г.)
в) государственный контроль за использованием и
охраной земель, выдача предписаний по устранению выявленных нарушений
земельного законодательства;
г) совершенствование методов управления земельными
ресурсами в рамках действующего законодательства;
д) разработка проектов нормативных правовых актов по
государственному регулированию земельных отношений;
е) представление Правительства Республики Таджикистан
в международных организациях в установленном порядке;
ж) контроль за целевым использованием средств,
направленных на улучшение состояния земель;
з) разработка и представление на утверждение в
установленном порядке размеров земельного налога, определение экономического ущерба
и штрафов за нарушение земельного законодательства;
и) государственная
регистрация права пользования участком земли и других прав, связанных с ними, а
также выдачи землепользователям в установленном порядке документов,
удостоверяющих право пользования земельным участком; (Закон №357 от 5.01.08г.)
к) приостановление любого вида строительства,
разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов,
проведения лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических
работ и запрещение деятельности землепользователей, если они осуществляются с
нарушением земельного законодательства;
л) внесение в Правительство Республики Таджикистан, местную
власть или суд предложения об отмене актов, противоречащих земельному
законодательству;
м) приостановление исполнения решений о выделении
земельных участков, которые противоречат земельному законодательству Республики
Таджикистан, до принятия решения соответствующими органами (вышестоящими
органами исполнительной власти, судом);
н) разрешение и разъяснение
вопросов, возникающих при государственной регистрации права пользования
земельным участком и других прав, связанных с ними, а также при выдаче соответствующих
документов; (Закон №357 от
5.01.08г.)
о) выполнение других полномочий,
определяемых законодательством Республики Таджикистан. (Закон №23 от 28.02.04г. Закон №357 от 5.01.08г.)
Ведению
местных исполнительных
органов государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области,
областей, городов и районов в пределах административной границы в области
регулирования земельных отношений подлежат: (Закон №405 от
18.06.08г.)
а) организация и осуществление
землеустройства, утверждение землеустроительной документации, связанной с
выполнением работ, имеющих региональное значение и на землях, отнесённых к их
ведению, ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; (Закон №23 от 28.02.04г.)
б)
предоставление земельных участков для сельскохозяйственного производства;
в)
предоставление и изъятие и
закрепление земель для несельскохозяйственных нужд; (Закон №23 от 28.02.04г.)
г)
защита прав землепользователей;
д)
прекращение права пользования земельным участкомв соответствии со статьей 37 настоящего
Кодекса; (Закон №357 от
5.01.08г.)
е) пункт «е» исключен. (Закон №357 от 5.01.08г.)
ж) пункт «ж» исключен. (Закон №357 от 5.01.08г.)
Приусадебные земельные участки и личные
дополнительные подсобные земли, выделенные в установленном порядке,
представляются городскими и районными местными исполнительными органами
государственной власти. (Закон
№405 от 18.06.08г.)
Ведению джамоатов в области регулирования земельных
отношений в пределах черты сельских населенных пунктов подлежат:
а) представление предложений в орган местной власти
города, района о предоставлении земельного участка;
б) пункт «б» исключен. (Закон №405 от 18.06.08г.)
б) установление и утверждение земельного приусадебного
налога в пределах норм, приведенных в статье 71 настоящего
Кодекса;
г) пункт «г» исключен. (Закон №357 от 5.01.08г.)
в) составление хозяйственной
книги, ведение списков землепользователей и договоров аренды, а также
регулирование приусадебных земель и земель дополнительных личных подсобных
хозяйств; (Закон №357 от
5.01.08г.)
г) контроль за использованием и охраной земель;
е) пункт «е» исключен. (Закон №405 от 18.06.08г.)
В полномочия местной власти районов (городов),
находящихся в административной границе городов (районов) в области
регулирования земельных отношений входят:
а) представление предложений местной власти городов
(районов) о выделении земельных участков;
б) пункт «б» исключен. (Закон №357 от 5.01.08г.)
б) закрепление земельных участков в соответствии со статьёй 26 настоящего Кодекса;
в) контроль за использованием и охраной
земель. (Закон №23 от
28.02.04г.)
Отнесение земель к указанным в статье 3 настоящего Кодекса категориям и перевод их из одной
категории в другую производится в соответствии с порядком, установленным
Правительством Республики Таджикистан. (Закон №23 от 28.02.04г.)
Нарушение
установленных настоящим Кодексом, другими законами и иными нормативными
правовыми актами правил перевода земель из одной категории в другую является
основанием для:
а)
признания недействительным постановления органов исполнительной власти в
области регулирования земельных отношений;
б)
отказа в выдаче документов, удостоверяющих права пользования землей и
регистрации права на использование земельных участков.
Перевод пашни, многолетних
насаждений, сенокосов и пастбищ в несельскохозяйственный вид земель
сельскохозяйственного назначения и перевод пашен и земель многолетних
насаждений в сенокосы и пастбища, а также перевод всех видов орошаемых земель в
богарные земли производится решением Правительства Республики Таджикистан.
Перевод сенокосов, пастбищ и других видов
земель в пашни и земли многолетних насаждений, независимо от площади этих
земель, перевод пашен в земли многолетних насаждений, перевод земель
многолетних насаждений в пашни, а также перевод всех видов богарных земель в
орошаемые земли, производится решением местного исполнительного органа
государственной власти района (города). (Закон №357 от 5.01.08г.)
Землепользователями
в Республике Таджикистан являются физические и юридические лица.
Физические
и юридические лица могут быть первичными или вторичными землепользователями.
Первичными
землепользователями являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными
участками в бессрочном, срочном или пожизненном наследуемом пользовании.
Вторичными
землепользователями являются физические и юридические лица, пользующиеся
земельными участками на условиях договора аренды.
Бессрочным
признается пользование земельным участком без срока, установленного заранее.
Земельный участок предоставляется
физическим и юридическим лицам Республики Таджикистан в бессрочное пользование.
(Закон №357 от 5.01.08г.)
В
пожизненное наследуемое пользование земля предоставляется физическим лицам или
коллективам, гражданам для организации дехканского (фермерского) хозяйства и
традиционных народных промыслов
а также гражданам как приусадебный земельный участок. (Закон №23 от 28.02.04г.)
Земельные
участки, предоставленные на праве пожизненного наследуемого пользования, в
случае открытия наследства подлежат перерегистрации.
При переходе приусадебных земельных
участков граждан юридическим лицам, этот земельный участок предоставляется в
бессрочное пользование. (Закон
№357 от 5.01.08г.)
В
срочное пользование земельные участки могут передаваться юридическим и
физическим лицам на определенный срок.
Срочное
пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от
трех до двадцати лет. (Закон №357 от 5.01.08г.)
Часть
третья исключена. (Закон №23 от
28.02.04г.)
Первичные
землепользователи могут передавать земельные участки в аренду по договору.
Договор
аренды земли заключается без изменения целевого назначения земельного участка.
Земельные участки передаются в аренду
сроком до 20 лет. Отношения землепользователей по аренде земельных участков
осуществляются в соответствии с законодательством Республики Таджикистан. (Закон №23 от 28.02.04г.)
Государственная регистрация прав пользования землей осуществляется государственным органом землеустройства
Республики Таджикистан и его органами на местах касательно всех физических и
юридических лиц, имеющих в пользовании земельные участки. (Закон №357 от 5.01.08г.)
Оформление и выдача
документов, утверждающих право использования земли производится согласно статьи 17 настоящего Кодекса.
Право пользования земельным участком физическими и
юридическими лицами возникает с момента получения документов, удостоверяющих
право пользования землей, прошедших государственную регистрацию.
Порядок государственной регистрации прав
пользования земельным участком устанавливается нормативными правовыми актами
Республики Таджикистан. (Закон
№357 от 5.01.08г.)
Форма государственной регистрационной книги
права пользования земельным участком, форма документов земельного кадастра,
необходимых для отчетности и регистрации участка земли, определяется и
утверждаются уполномоченным государственным органом по землеустройству. (Закон №357 от 5.01.08г.)
Основаниями
для отказа в государственной регистрации права пользования землей являются:
а)
отсутствие постановления соответствующих органов исполнительной власти о
предоставлении земель;
б)
наличие в органе, осуществляющем государственную регистрацию права пользования
землей, документов, свидетельствующих о наличии спора о принадлежности данного
земельного участка;
в) самовольное изменение целевого
назначения земельного участка.
(Закон №357 от 5.01.08г.)
Права
землепользования удостоверяются:
а)
право бессрочного, срочного и пожизненного наследуемого пользования земельным
участком - Сертификатом на право пользования
землей (Закон от
14.05.99 г. № 746)
из пункта «а» исключены
абзацы первый и второй; (Закон
№357 от 5.01.08г.)
б)
право аренды земельного участка - договором аренды. Сведения, содержащиеся в
документах, удостоверяющих право землепользования, должны соответствовать сведениям,
внесенным в регистрационную поземельную книгу.
в) количество земельного пая определяется
Свидетельством на земельный пай. (Закон №357 от 5.01.08г.)
Документы,
указанные в пункте «а» и «в» настоящей
статьи, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном статьей 15 настоящего Кодекса. (Закон
№357 от 5.01.08г.)
Договоры
аренды подлежат только государственной регистрации в регистрационной
поземельной книге.
Приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими
землеустроительными органами границ земельного участка на местности и выдачи
документов, удостоверяющих право пользования землей, запрещается.