2. Запрещается изменение функционального
использования объектов социально-культурного назначения и коммунально-бытового
обслуживания, которое влечет за собой снижение уровня обслуживания населения, и
не допускается градостроительными нормативами и правилами.
1. К основным направлениям государственного
регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной
деятельности относятся:
- разработка и реализация основных
направлений государственной градостроительной политики;
- разработка и реализация государственных и
отраслевых прогнозов и программ в области архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности;
- проведение научных исследований;
- принятие нормативных правовых актов в
области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- градостроительное планирование и
зонирование территорий;
- создание и ведение градостроительного
кадастра;
- контроль над разработкой и реализацией
архитектурных, градостроительных и строительных проектов;
- техническое нормирование, ценообразование,
стандартизация, сертификация и лицензирование в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности;
- государственная экспертиза
градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
- государственный строительный надзор;
- осуществление иных мер в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в соответствии с
законодательством.
К компетенции Маджлиси милли Маджлиси Оли
Республики Таджикистан в области архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности относятся:
- утверждение государственной схемы
комплексно - территориальной организации Республики Таджикистан;
- утверждение схем комплексной,
территориальной организации областей, городов и районов;
- утверждение градостроительных проектов
специального планирования.
К компетенции Правительства Республики
Таджикистан в области архитектурной, градостроительной и строительной
деятельности относятся:
- утверждение основных направлений
государственной градостроительной политики Республики Таджикистан и обеспечение
их реализации;
- принятие решения о разработке
государственной схемы комплексной территориальной организации Республики
Таджикистан;
- определение уполномоченного
государственного органа по архитектуре, градостроительству и строительству в
сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- представление на утверждение
государственных схем комплексной территориальной организации Республики
Таджикистан, Горно-Бадахшанской автономной области, областей Республики
Таджикистан в Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан;
- утверждение генеральных планов областных
центров Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе,
городов и районов республиканского подчинения;
- утверждение градостроительной документации
для территорий особого государственного регулирования, а также схем и проектов
развития социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры
республиканского значения;
- установление порядка особого
государственного регулирования архитектурной, градостроительной и строительной
деятельности в соответствии с пунктом 3 статьи 20
настоящего Закона;
- установление порядка создания и ведения
градостроительного кадастра, мониторинга объектов архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности;
- утверждение Положения о Службе
государственного надзора по строительству и архитектуре;
- утверждение Положения о местных органах
архитектуры и градостроительства;
- утверждение Положения о государственном
вневедомственном управлении по экспертизе строительных проектов;
- утверждение Положения о Службе
лицензирования строительной и архитектурной деятельности;
- принятие решения о строительстве объектов
республиканского значения;
- обеспечение финансирования архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности по государственному заказу за
счет средств Государственного бюджета Республики Таджикистан;
- осуществление иных полномочий,
предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
К компетенции уполномоченного
государственного органа по строительству и архитектуре в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности относятся:
- разработка и осуществление государственной
политики в области архитектурной, градостроительной и строительной
деятельности;
- обеспечение разработки и реализации
государственной схемы комплексно-территориальной организации Республики
Таджикистан;
- организация разработки, создания и ведения
градостроительного кадастра;
- организация разработки программ и
выполнение научно-исследовательских работ в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности;
- согласование дополнении и изменений,
вносимых в утвержденные генеральные планы городов, районов и других населенных
пунктов Республики Таджикистан;
- внесения совместно с местными
исполнительными органами государственной власти в Правительство Республики
Таджикистан для утверждения схем комплексной территориальной организации
административно-территориальных единиц Горно-Бадахшанской автономной области,
областей, генеральных планов городов - областных центров Горно-Бадахшанской
автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов
республиканского подчинения;
- осуществление технического нормирования,
ценообразования, стандартизации и сертификации в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности;
- установление порядка утверждения
градостроительных, архитектурных и строительных проектов;
- разработка и утверждение нормативно -
правовых и технических актов в области архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности;
- осуществление единой технической политики в
области инженерно- геологических и топографо-геодезических изысканий для
строительства, определение порядка организации и ведения фонда материалов
инженерных изысканий для строительства;
- по согласованию с местными исполнительными
органами государственной власти назначает на должность и освобождает от
должности руководителей местных органов архитектуры и градостроительства Горно-Бадахшанской
автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов Республики
Таджикистан;
- участие в разработке и реализации
государственных прогнозов и программ социально-экономического развития
Республики Таджикистан, а также инвестиционных проектов, межгосударственных
целевых и государственных научно-технических программ в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности с учетом развития территории и
населенных пунктов;
- организация научно-методического и
информационно-аналитического обеспечения архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности на территории всех административно-территориальных
единиц;
- осуществление государственного надзора в
области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- обеспечение проведения государственной
экспертизы архитектурных, градостроительных и строительных проектов;
- определение порядка осуществления
технического и авторского надзора за строительством;
- координация работы подведомственных
научно-исследовательских, проектных, изыскательских и иных организаций;
- осуществление международного сотрудничества
в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- осуществление иных полномочий,
предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.
Местные исполнительные органы государственной
власти в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:
- обеспечивают разработку и по согласованию с
уполномоченным государственным органом по архитектуре и строительству в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утверждают схемы
комплексной территориальной организации административно-территориальных единиц,
генеральные планы городов и других населенных пунктов, градостроительные
проекты детального планирования в городах и населенных пунктах, расположенных в
его административно-территориальном подчинении;
- принимают решения о предоставлении
земельного участка под строительство объектов в соответствии с Земельным
кодексом Республики Таджикистан;
- организуют общественное обсуждение
градостроительных проектов, вопросов благоустройства населенных пунктов,
жилищного и иного строительства;
- осуществляют финансирование разработки
градостроительных проектов по государственному заказу за счет средств местных
бюджетов;
- обеспечивают создание и ведение
градостроительного кадастра на соответствующих территориях, а также
осуществляют финансирование работ по его созданию и ведению;
- создают условия для формирования, хранения
и актуализации фондов, материальных инженерных изысканий для строительства;
- осуществляют иные полномочия,
предусмотренные законодательством Республики Таджикистан.
1. Местные органы архитектуры и
градостроительства являются структурными подразделениями уполномоченного
государственного органа по архитектуре и строительству и осуществляют свои
полномочия в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики
Таджикистан.
2. Местный орган архитектуры и
градостроительства возглавляет главный архитектор области, города, района.
Местные органы архитектуры и градостроительства
в пределах своей компетенции:
- рассматривают в соответствии с
законодательством размещение всех видов строительства на основе утвержденной
градостроительной документации;
- рассматривают и согласовывают
градостроительные, архитектурные и строительные проекты;
- выдают задания на проведение
инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий для строительства;
- организуют разработку схем комплексной,
территориальной организации административно-территориальных единиц, генеральных
планов городов и других населенных пунктов, градостроительных проектов
детального планирования;
- проводят контроль над реализацией
градостроительной документации с соблюдением режимов территориальных зон по
функциональному использованию территорий, населенных пунктов и иных
административно- территориальных единиц;
- осуществляют на соответствующей территории
ведение градостроительного кадастра, формирование и ведение архивных фондов
градостроительных проектов, фондов, материалов инженерных изысканий для строительства;
- осуществляют информационное обеспечение в
области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- осуществляют подготовку и выдачу
архитектурно-планировочных заданий;
- выдают разрешение на начало производства
строительно-монтажных работ;
- осуществляют государственный надзор в
области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- принимают участие в разработке и
согласовании нормативных технических и правовых актов в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности;
- осуществляют иные полномочия,
предусмотренные настоящим Законом и нормативными и правовыми актами Республики
Таджикистан в области архитектурной, градостроительной и строительной
деятельности.
1. Уполномоченный государственный орган по
строительству и архитектуре и местные органы архитектуры и градостроительства
формируют архитектурно-градостроительные советы, выполняющие функции
консультативного органа по вопросам архитектуры, градостроительства и
территориального развития и обеспечивающие профессиональную обоснованность и
гласность процедуры принятия решений в области архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности.
2. В состав архитектурно-градостроительных
советов включаются представители уполномоченного государственного органа по
строительству и архитектуре местных органов архитектуры и градостроительства,
ведущие архитекторы и научные сотрудники научно-исследовательских, проектных,
общественных и иных организаций.
3. Архитектурно-градостроительные советы
осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным
уполномоченным государственным органом по строительству и архитектуре.
1. Отношения в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности подлежат особому государственному
регулированию, если обеспечение государственных, общественных и частных
интересов в этой области затруднено или невозможно без введения специальных
правил использования территорий. Градостроительную документацию для территорий
особого государственного регулирования утверждает Правительство Республики
Таджикистан.
2. Особое государственное, регулирование
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется
посредством:
- введения государственных стандартов,
государственных строительных норм и принятия отдельных нормативных технических
и правовых актов;
- введения особого порядка разработки,
согласования и утверждения проектной документации на строительство и выдачу
разрешений на производство строительно-монтажных работ;
- принятия иных мер, предусмотренных
законодательством.
3. К территориям, на которых осуществляется
особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности, относятся:
- зоны ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций и экологических бедствий;
- территории, где имеются недвижимые
материальные историко-культурные ценности, особо охраняемые природные
территории;
- курортные зоны и рекреационные зоны;
- земли для нужд обороны;
- свободные экономические зоны;
- территории перспективного развития
транспортной, инженерной, пограничной, таможенной инфраструктуры, имеющей республиканское
и межгосударственное значение;
- иные территории, где в соответствии с
законодательством предусмотрено особое государственное регулирование
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
4. Границы территорий, на которых осуществляется
особое государственное регулирование архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности, могут не совпадать с границами
административно-территориальных единиц.
Для подготовки проектной документации на
строительство необходимы:
- решение местного исполнительного органа
государственной власти или Постановление Правительства Республики Таджикистан,
разрешающее в соответствии с Земельным Кодексом Республики Таджикистан
проектирование объекта на выбранном земельном участке или отводе земельного
участка под строительство;
- архитектурно-планировочное задание;
- технические условия на
инженерно-техническое обеспечение объекта.
Для начала производства строительных работ
необходимы следующие документы:
- акты, утверждающие право на пользование
землей (Сертификат на право пользования землей);
- проектная документация на строительство,
согласованная с местным органом архитектуры и градостроительства;
- положительное заключение экспертизы
проектной документации на строительство, производимое в соответствии со статьей 43 настоящего Закона;
- разрешение на производство строительных
работ.
1. Разрешение на производство
строительно-монтажных работ выдается местным органом архитектуры и
градостроительства при наличии следующих документов:
- правоустанавливающего документа на использование
земельного участка (Сертификат на право пользования землей);
- проекта строительства, согласованного с
местным органом архитектуры и градостроительства;
- положительного заключения экспертизы проектной
документации.
2. Решение органа государственного
строительного надзора об отказе в выдаче разрешения на производство
строительно-монтажных работ может быть обжаловано в вышестоящий орган или суд.
1. Научно-техническая деятельность в области
архитектуры, градостроительства и строительства обеспечивается выбором
приоритетных направлений научных исследований, разработкой и реализацией
межгосударственных, государственных и отраслевых программ в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, распределением
заказов на конкурсной основе.
2. Финансирование научно-технической
деятельности в области архитектуры, градостроительства и строительства
осуществляется по государственному заказу за счет средств государственного
бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
1. При разработке градостроительной
документации используются данные государственного статистического учета, сведения
государственных кадастров, регистров и иных информационных систем, данные
фондов, материалов инженерных изысканий для строительства, материалы
специальных исследований, проводимых разработчиком градостроительной
документации, другие сведения, представляемые заказчиком и иными физическими и
юридическими лицами.
2. Для разработки проектной документации на
строительство используются материалы о согласовании места размещения объекта
строительства, данные градостроительного и земельного кадастра, градостроительной
документации, фондов материалов инженерных изысканий для строительства и
утвержденное архитектурно-планировочное задание.
3. Представление информации для разработки
проектной документации на строительство определяется договором между заказчиком
и разработчиком проектной документации на строительство.
1. Градостроительный кадастр создается и
ведется на территории Республики Таджикистан.
2. Градостроительный кадастр выполняет
регистрационные функции по отношению к элементам, которые не входят в другие
государственные кадастровые и регистрационные системы (проектируемые и
строящиеся объекты с соблюдением требований градостроительного развития и
использования территорий и иных объектов).
3. Информация, содержащаяся в градостроительном
кадастре, используется в целях обеспечения:
- осуществления государственной политики в
области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- принятия решений по рациональным режимам
функционального использования территорий;
- разработки градостроительной документации,
проектной документации на строительство;
- составления прогнозов и программ
социально-экономического развития территории;
- иной деятельности, требующей точных данных
о территории.
1. Основными принципами ведения
градостроительного кадастра являются:
- охват всей территории Республики
Таджикистан;
- достоверность, объективность, полнота и
актуальность сведений;
- единообразие научно-методических,
организационных и технических решений по порядку создания и ведения
информационной системы градостроительного кадастра на республиканском,
областном, городском и районном уровнях;
- согласованность с иными государственными кадастрами,
регистрами, реестрами и информационными системами;
- применение единой системы классификации и
кодирования информации;
- конфиденциальность данных, имеющих в
соответствии с законодательством ограниченный доступ.
2. В градостроительном кадастре подлежат
учету:
- территориальные зоны разного функционального
использования, определенные документами градостроительного планирования;
- участки, выделяемые для нового строительства
и реконструкции существующих объектов строительства;
- территории административно-территориальных
единиц перспективного развития населенных пунктов и иные территориальные зоны;
- планировочные ограничения, определяемые
градостроительной документацией;
- объекты социальной, производственной,
транспортной, инженерной инфраструктуры;
- протяженные объекты линейного характера
(транспортные и инженерные коммуникации и иные объекты) или их отдельные
участки;
- иные объекты, определенные
законодательством.
3. В градостроительный кадастр по единой
системе включаются данные по каждой административно-территориальной и
территориальной единице, которые обеспечиваются:
- проведением топографо-геодезических
изысканий, картографических работ и работ по инженерным изысканиям;
- мониторингом сведений о территориях разного
функционального использования, размещенных на них объектах, об элементах
социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры и
описанием их состояния, с указанием иных характеристик;
- формированием и ведением регистров и
реестров градостроительного кадастра;
- комплексной оценкой социально-экономического
развития территории с учетом ее историко-культурных, природных, экологических и
иных особенностей, концентрацией в базе данных части информации, которая
необходима для территориального планирования и содержится в иных государственных
кадастрах, регистрах, реестрах и информационных системах.
4. Состав информационных фондов
градостроительного кадастра всех территориальных уровней и порядок их ведения
определяются уполномоченным государственным органом по строительству и архитектуре
Республики Таджикистан.
5. Создание и ведение градостроительного
кадастра осуществляются по государственному заказу за счет средств
республиканского и местных бюджетов, средств, поступающих за предоставление
данных градостроительного кадастра физическим и юридическим лицам, и иных
средств в соответствии с законодательством.
6. Данные градостроительного кадастра
предоставляются государственным органам безвозмездно.
1. Градостроительный кадастр создается и
ведется с использованием сведений, получаемых из иных государственных
кадастров, регистров, реестров и информационных систем. Взаимосвязь
градостроительного кадастра с иными государственными кадастрами, регистрами,
реестрами и информационными системами осуществляется в порядке, установленном
Правительством Республики Таджикистан.
2. Информация, содержащаяся в
градостроительном кадастре, входит в состав информационных ресурсов, имеющих
государственное значение. Порядок доступа к информационным ресурсам
градостроительного кадастра и их защита устанавливается законодательством.
1. Градостроительный мониторинг - система
наблюдения за состоянием объектов градостроительной деятельности и средой
обитания в целях контроля градостроительного использования территорий и
прогнозирования результатов реализации градостроительных проектов.
2. Информационной базой градостроительного
мониторинга являются: данные градостроительного кадастра, статистические
сведения, материалы специальных исследований. Результаты градостроительного
мониторинга подлежат внесению в градостроительный кадастр.
3. Работы по ведению градостроительного мониторинга
проводятся территориальными органами архитектуры и градостроительства по единой
методике в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по
строительству и архитектуре.
Государственные прогнозы и программы в
области архитектуры и градостроительства разрабатываются с учетом основных
направлений и целевых показателей государственных прогнозов и программ
социально-экономического развития Республики Таджикистан.
1. В Республике Таджикистан устанавливаются
три уровня градостроительного планирования территорий:
- республиканский - для всей территории
Республики Таджикистан;
- территориальный - для территорий областей,
группы районов;
- местный - для территории или части
территории района, населенного пункта или его части (с пригородной зоной или
без нее).
2. К видам градостроительного планирования
территорий относятся:
- общее планирование;
- детальное планирование;
- специальное планирование.
1 .Градостроительный проект общего
планирования - система взаимосвязанных документов, разработанных в соответствии
с требованиями нормативных технических и правовых актов на основе данных
градостроительного кадастра и являющихся обязательной основой для планирования
архитектурной и градостроительной деятельности.
2. Градостроительными проектами общего
планирования являются:
- государственная схема комплексной
территориальной организации Республики Таджикистан;
- схемы комплексной территориальной
организации областей и иных административно-территориальных и территориальных
единиц;
- генеральные планы городов и иных населенных
пунктов.
3. Сроки реализации градостроительных
проектов общего планирования должны быть взаимосвязаны между собой и
согласованы со сроками реализации государственных прогнозов и программ социально-экономического
развития Республики Таджикистан и ее административно- территориальных единиц.
4. Уполномоченный государственный орган по
строительству и архитектуре Республики Таджикистан выступает заказчиком
градостроительных проектов общего планирования, разработка которых
осуществляется по государственному заказу за счет средств республиканского
бюджета.
5. Местные исполнительные органы
государственной власти или уполномоченные ими местные органы архитектуры и
градостроительства выступают заказчиками градостроительных проектов общего
планирования, разработка которых осуществляется за счёт средств местных
бюджетов.
6. В период разработки градостроительного
проекта общего планирования решения о размещении всех видов строительства на
территории объекта проектирования должны согласовываться с организацией -
разработчиком градостроительного проекта общего планирования.
7. Утвержденная градостроительная
документация общего планирования, а также все вносимые в нее изменения подлежат
регистрации в градостроительном кадастре.
Основаниями для разработки или изменения
градостроительного проекта общего планирования являются:
- отсутствие градостроительного проекта
общего планирования для соответствующей территории;
- реализация градостроительного проекта
общего планирования вышестоящего уровня, которым затрагиваются интересы
соответствующей территории;
- требование о разработке градостроительного
проекта общего планирования для соответствующей территории, содержащееся в
государственных программах социально-экономического развития Республики
Таджикистан и ее административно-территориальных единицах, градостроительных
проектах вышестоящего уровня;
- противоречия между градостроительной
документацией и тенденциями развития территорий;
- окончание срока действия градостроительного
проекта общего планирования.
1. Разработка проекта детального планирования
имеет целью установить архитектурно-планировочное или пространственное решение
доступной территории, определить потребность и разместить предприятия и
учреждения культурно-бытового обслуживания населения, установить красные линии
улиц и площадей, а также решить инженерные сети благоустройства улиц, дорог и
озеленение.
Градостроительными проектами детального
планирования являются детальные планы:
- частей населенных пунктов (территориальных
зон, кварталов, микрорайонов, улиц, территорий предполагаемой инвестиционной
деятельности);
- иных территорий и групп объектов.
2. Детальный план, разрабатываемый на всю
территорию населенного пункта (города, района, села) совмещается с генеральным
планом.
Детальный план разрабатывается на основании
решения местного исполнительного органа государственной власти и генерального
плана за счет средств местного бюджета соответствующей
административно-территориальной единицы, иных источников, не запрещенных
законодательством.
3. Утвержденные градостроительные проекты
детального планирования являются основанием для согласования места размещения
объекта строительства, выдачи архитектурно-планировочных заданий и технических
условий, разработки архитектурных и строительных проектов. Для одной и той же
территории может быть действителен только один градостроительный проект
детального планирования.
4. В соответствии с требованиями
градостроительного развития и использования территорий, установленными в
генеральных планах, в детальном плане определяются:
- красные линии и линии регулирования
застройки;
- территориальные зоны по преимущественному
функциональному использованию;
- размещение объектов общего пользования,
социально-культурного назначения и коммунально-бытового обслуживания;
- градостроительные требования к застройке
территорий;
- параметры транспортных сооружений, улиц,
проездов, пешеходных зон, магистральных сооружений инженерных коммуникаций и
благоустройства территорий;
- иные параметры и требования к территориям и
их застройке.
5. Градостроительный проект детального
планирования может включать в себя эскиз застройки и благоустройства
территории.
6. Утвержденный градостроительный проект
детального планирования, а также все вносимые в него изменения подлежат учету в
градостроительном кадастре в порядке, устанавливаемом Уполномоченным
государственным органом по строительству и архитектуре Республики Таджикистан.
Основаниями для разработки или изменения градостроительного
проекта детального планирования являются:
- отсутствие градостроительного проекта
детального планирования для соответствующей территории;
- заинтересованность в реализации
инвестиционных проектов на соответствующей территории;
- требования градостроительного проекта
общего планирования, разработанного для соответствующей территории;
- окончание срока действия градостроительного
проекта детального планирования.
1. Градостроительные проекты специального
планирования - система взаимосвязанных документов, разработанных в соответствии
с требованиями специальных нормативных правовых и технических актов на основе
данных градостроительного кадастра и актов, являющихся обязательной основой для
планирования особой деятельности.
2. На республиканском уровне
градостроительными проектами специального планирования являются схемы, прогнозы
и программы:
- территориального развития приграничных
регионов;
- развития территорий вдоль международных и
основных национальных коммуникаций;
- территориального развития зон, подвергшихся
воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- территориального развития особо охраняемых
природных территорий;
- территориального развития систем энергетики,
связи, транспортных коммуникаций и иных объектов инфраструктуры;
- развития иных территорий, предусмотренных
законодательством.
3. На местном уровне градостроительными
проектами специального планирования являются:
- проекты планировки отдельных территорий;
- проекты границ пригородных зон;
- проекты и схемы социальной,
производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
- проекты и схемы территориальной организации
особо охраняемых природных территорий;
- территориальные схемы охраны окружающей среды;
- проекты территориальной организации иных
территорий, предусмотренных законодательством.
4. Градостроительные проекты специального
планирования могут являться составной частью градостроительных проектов общего
и детального планирования.
5. В градостроительных проектах специального
планирования могут быть определены специальные условия и требования о
разработке градостроительных проектов общего и (или) детального планирования,
либо о внесении в них изменений и (или) дополнений.
6. В период разработки градостроительного
проекта специального планирования решения о размещении объектов строительства
на территории объекта проектирования должны согласовываться с организацией -
разработчиком градостроительного проекта специального планирования.
7. Утвержденные градостроительные проекты
специального планирования, а также все вносимые в них изменения и (или)
дополнения подлежат регистрации в градостроительном кадастре в порядке,
определяемом уполномоченным государственным органом по строительству и
архитектуре Республики Таджикистан.
8. Заказчиками градостроительных проектов
специального планирования могут выступать республиканские органы
государственного управления и местные исполнительные органы государственной
власти или уполномоченные ими местные органы архитектуры и градостроительства.
При разработке градостроительных проектов
должны учитываться требования, содержащиеся в градостроительном проекте, общего
планирования вышестоящего уровня.
1. При градостроительном планировании в
состав градостроительных проектов включаются планы зонирования территорий,
определяющие вид и интенсивность использования территорий, и градостроительные
требования на их использование.
2. Градостроительное зонирование проводится
для определения видов и параметров градостроительного использования, застройки
территорий, установления единого порядка градостроительного освоения земельных
участков, создания долгосрочной основы организации среды обитания и
планирования инвестиций в строительство.
3. В планах зонирования территорий выделяются
территориальные зоны, определяемые по преимущественному признаку
функционального использования территорий и находящихся на них объектов
недвижимости.
4. Данные о видах территориальных зон и их
градостроительных требований включаются в утверждаемую часть градостроительного
проекта общего планирования и подлежат регистрации в градостроительном
кадастре.
1. В соответствии с целями градостроительного
планирования развития территорий и населенных пунктов могут выделяться
территориальные зоны следующих видов:
- зоны градостроительного развития населенных
пунктов - территории развития городов, поселков и сельских населенных пунктов;
- сельскохозяйственные зоны - территории с
преобладанием земель сельскохозяйственного назначения, используемые
преимущественно для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- лесохозяйственные зоны - территории с
преобладанием земель лесного фонда, основным назначением которых является
выполнение природоохранных и рекреационных функций;
- природоохранные и рекреационные зоны -
территории с преобладанием природных ландшафтов, на которых осуществляется
деятельность преимущественно по сохранению биологического и ландшафтного
разнообразия, которые используются в природоохранных, научно-исследовательских,
образовательно-воспитательных, рекреационных и оздоровительных целях (массовый
отдых, туризм, санаторно-курортное лечение);
- зоны специального назначения - территории
военных объектов и иные территории, в отношении которых законодательством
установлен особый режим их использования.
2. Иные виды территориальных зон могут быть
установлены путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон.
1. В пределах границ (черты) населенных
пунктов могут выделяться территориальные зоны следующих видов:
- селитебные зоны - территории,
предназначенные для застройки жилыми домами и объектами социально-культурного и
бытового назначения, на которых допускается размещение отдельно стоящих
объектов бытового обслуживания населения, стоянок автомобильного транспорта,
промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется
установление санитарно-защитных зон, и деятельность которых не оказывает
вредного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля,
радиационное воздействие, загрязнение почвы, воздуха, воды и иное вредное
воздействие);
- общественно-деловые зоны - территории,
предназначенные для размещения центров деловой, финансовой и общественной
деятельности, административных и иных зданий и сооружений, учреждений культуры,
образования, научно-исследовательских учреждений, объектов культового
назначения, организаций торговли, общественного питания, здравоохранения,
бытового обслуживания населения, а также стоянок автомобильного транспорта;
- производственные зоны - территории,
предназначенные для размещения промышленных предприятий, транспортной,
инженерной инфраструктуры, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих
функционирование этих предприятий, включая территории санитарно-защитных зон
промышленных предприятий и обслуживающих их объектов. В санитарно-защитных
зонах промышленных и складских объектов не допускается размещение жилых домов,
учреждений образования, организаций здравоохранения,
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, объектов отдыха и сельскохозяйственного
назначения;
- зоны транспортной, инженерной
инфраструктуры - территории, предназначенные для размещения и функционирования
сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования. Для
предотвращения вредного воздействия сооружений и коммуникаций транспорта,
связи, инженерного оборудования на окружающую среду обеспечивается соблюдение
установленных расстояний от таких объектов до территорий жилых,
общественно-деловых и зон отдыха. Сооружения и коммуникации транспорта, связи,
инженерного оборудования, эксплуатация которых оказывает вредное воздействие на
окружающую среду и безопасность населенных пунктов, размещаются за их пределами
с учетом территорий санитарно-защитных зон этих объектов в соответствии с
законодательством;
- зоны отдыха - территории, предназначенные
для организации мест отдыха населения и включающие в себя парки, пляжи и иные
зоны отдыха и туризма. На этих территориях не допускаются строительство и
расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов,
непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов рекреационного и
оздоровительного назначения, а также запрещается застройка жилых домов;
- сельскохозяйственные зоны - территории с
преобладанием земель и объектов сельскохозяйственного назначения,
предназначенные для ведения сельского хозяйства, до принятия решения об
изменении вида использования этих территорий в соответствии с генеральным
планом и иной градостроительной документацией;
- зоны специального назначения - территории,
предназначенные для размещения военных и иных объектов, в отношении которых
законодательством установлены особый режим и порядок их использования;
- иные территориальные зоны, определенные
законодательством.
2. Местные исполнительные органы
государственной власти с учетом местных условий могут устанавливать иные
территориальные зоны.
3. Территориальные зоны в населенных пунктах
могут включать в себя территории общественного пользования (площади, улицы,
проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, водоемы и иные объекты).
1. Строительство зданий, сооружений, их
комплексов и их отдельных частей, объектов социальной, производственной,
транспортной и инженерной инфраструктуры и благоустройство территорий
осуществляются на основе проектной документации на строительство,
разрабатываемой по инициативе заказчика и за его счет.
2. Состав, порядок разработки, согласования и
утверждения архитектурных и строительных проектов устанавливаются
уполномоченным государственным органом по строительству и архитектуре.
3. Без проектной документации заказчик по
согласованию с местными исполнительными органами государственной власти может
осуществлять:
- возведение временных строений, располагаемых
на собственных приусадебных земельных участках или земельных участках садовых и
огородных товариществ, а также жилых и (или) хозяйственно-бытовых помещений для
сезонных работ и отгонного животноводства;
- изменения технически не сложных строений,
предназначенных для личного пользования граждан.
Решение об отнесении к разряду технически не
сложных изменений помещений или строений, принимается местным исполнительным
органом государственной власти.
Возведение хозяйственно-бытовых пристроек к
существующим строениям на собственных приусадебных участках, участках садовых и
огороднических товариществ (обществ), их благоустройство, а также монтаж
временных сборно-металлических сооружений на этих участках может осуществляться
без согласования с местными органами архитектуры и градостроительства, если
указанные объекты не затрагивают интересы других лиц или государства.
4. Подготовка проектной документации на
строительство осуществляется в одну или две стадии. Стадийность разработки
проектной документации устанавливается заданием на проектирование, которое
определяется с учетом необходимости дальнейшей детализации и уточнения основных
технических решений.
5. Архитектурный проект разрабатывается на
основе утвержденных нормативных документов и градостроительных проектов,
материалов инженерных изысканий и полученной разрешительной документации.
6. Строительный проект разрабатывается на
основе утвержденных нормативных документов, градостроительных и архитектурных
проектов, материалов инженерных изысканий и полученной разрешительной
документации.
Строительный проект, разработанный с
отступлением от утвержденного архитектурного проекта, а также внесение
изменений в строительный проект подлежат согласованию с разработчиком
архитектурного проекта, соответствующим территориальным органом архитектуры и
градостроительства, заказчиком и органом, утвердившим архитектурный проект, и
переутверждению.
7. Разработчик утвержденного архитектурного
проекта имеет право:
- руководить разработкой строительного
проекта;
- осуществлять авторский надзор за
строительством;
- требовать от подрядчика устранения
отклонений от утвержденного проекта;
- вносить изменения в утвержденный
архитектурный проект по заданию заказчика или органа, утвердившего проект;
- участвовать в приемке законченного
строительством объекта.
8. Разработчик утвержденного архитектурного
проекта обязан соблюдать требования нормативно- правовых и технических актов и
территориальных органов архитектуры и градостроительства.
9. Разработчик строительного проекта имеет
право:
- требовать от подрядчика соблюдения
установок утвержденного строительного проекта;
- участвовать в приемке законченного
строительством объекта;
- осуществлять контроль за выполнением
строительно-монтажных работ.
10. Разработчик строительного проекта обязан:
- соблюдать требования местных органов
архитектуры и градостроительства;
- вести разработку проектной документации в
соответствии с утвержденным архитектурным проектом и требованиями
законодательных актов и нормативных правовых и технических актов.
11. Разработчики архитектурных и строительных
проектов несут ответственность за принятие проектных решений и соответствие
разработанной проектной документации законодательным актам, нормативно-правовым
и техническим актам.
12. Правила и порядок ведения подрядных работ
при реализации проектной (проектно-сметной) документации устанавливаются в
соответствии с Гражданским кодексом Республики Таджикистан и настоящим Законом.
13. Допускается параллельное проектирование,
экспертиза проектов и строительство объектов, порядок которого устанавливает
Правительство Республики Таджикистан.
14. Проектная документация, по которой в
течение трех и более лет после окончания ее разработки не начато строительство,
может быть использована для реализации после проведения новой экспертизы и
переутверждения в установленном порядке.
15. Включение предпроектной и проектной
(проектно-сметной) документации в состав национального архивного фонда,
гарантии прав собственности на указанные документы, а также права использования
и ограничения по их использованию, устанавливаются в соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
1. Внесение изменений в утвержденный
архитектурный проект производится только с согласия разработчика архитектурного
проекта, а в случае отступления от требований архитектурно-планировочного
задания - по согласованию с территориальным органом архитектуры и
градостроительства, разработчиком архитектурного проекта и органом, утвердившим
архитектурный проект.
2. В случае выявления разработчиком
отступлений от утвержденного архитектурного проекта при его реализации, он
обязан известить об этом орган государственного строительного надзора, выдавший
разрешение на производство строительно-монтажных работ.
1. Архитектурные, градостроительные и строительные
проекты, разработанные организациями-разработчиками, независимо от форм
собственности и источников финансирования, подвергаются экспертизе в порядке,
установленном Правительством Республики Таджикистан.
2. Государственная экспертиза проектов
(предпроектной и проектной документации) для строительства осуществляется
юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Таджикистан.
3. Экспертизу проектов строительства, не
относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы,
осуществляют физические и (или) юридические лица, имеющие соответствующую
лицензию.
4. Экспертиза архитектурных,
градостроительных и строительных проектов осуществляется в целях контроля над
соблюдением требований нормативных правовых актов Республики Таджикистан, норм,
правил и стандартов при их разработке.
5. К исключительной компетенции
государственной экспертизы относится экспертиза обоснований инвестиций,
технико-экономических обоснований и расчетов проектной документации,
предназначенных для строительства объектов (комплексов):
- возводимых за счет государственных
инвестиций или с их участием, а также возводимых без участия государственных
инвестиций, но предусматривающих установленную в законодательном порядке долю
государственной собственности в объемах выпускаемой продукции или
предоставляемых услуг;
- в части соответствия государственным
нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной
безопасности, охране труда, надежности конструкций, устойчивости
функционирования потенциально опасных и технически сложных объектов, по
обеспечению доступа для инвалидов к объектам социальной, транспортной и
рекреационной инфраструктуры, независимо от источников финансирования
строительства.
6. По объектам, строительство которых
осуществляется за счет собственных средств заказчика (включая привлеченные
средства, средства иностранных инвесторов), кроме потенциально опасных и
технически сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы
проектной документации принимает заказчик.
7. Физические и юридические лица, выполняющие
экспертизу проектов строительства, включая государственную экспертизу, обязаны
соблюдать конфиденциальность и обеспечивать коммерческую тайну по
рассматриваемым проектам, если иной порядок не предусмотрен нормативными
правовыми актами Республики Таджикистан.
8. Физические и юридические лица, выполняющие
экспертизу проектов строительства (включая государственную экспертизу), в своей
деятельности по анализу, оценке эффективности инвестиций и качеству проектов не
зависимы от субъектов архитектурной, градостроительной и строительной
деятельности.
9. Представительные и местные исполнительные
органы государственной власти и уполномоченный государственный орган по делам
архитектуры, градостроительства и строительства не вправе вмешиваться в
профессиональную деятельность экспертизы.
10. По решению, принимаемому заказчиком
(собственником), экспертиза может не проводиться по проектам, перечень которых
устанавливается уполномоченным государственным органом по строительству и
архитектуре.
11. Утверждение проектной или конкурсной
документации, выдача разрешения на производство строительных работ и реализация
архитектурных, градостроительных и строительных проектов без положительного
заключения государственной экспертизы не
допускается. Внесение изменений в утвержденные архитектурные, градостроительные
и строительные проекты допускается только после их согласования с
соответствующим органом, осуществлявшим государственную экспертизу этих проектов.
12. Порядок проведения межгосударственной
экспертизы устанавливается в соответствии с международным договором.
Лицензирование в сфере архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности устанавливается Законом Республики Таджикистан «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
1. Приемка построенных объектов в
эксплуатацию регулируется Гражданским кодексом Республики Таджикистан,
настоящим Законом и осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным
государственным органом по строительству и архитектуре.
2. Приемка в эксплуатацию построенного
объекта производится Государственной приемочной комиссией при его полной
готовности в соответствии с утверждённым проектом и наличии положительного
заключения рабочей комиссии.
В отдельных случаях, предусмотренных статьей
46 настоящего Закона, приемка в эксплуатацию построенного объекта производится
собственником (заказчиком, инвестором, застройщиком) самостоятельно.
3. Эксплуатация построенного объекта без
положительного решения государственной приемочной комиссии не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 46 настоящего Закона.
4. Акт государственной приемочной комиссии о
приемке построенного объекта в эксплуатацию, является исключительным исходным
документом при регистрации имущественного права на готовую строительную
продукцию.
5. Акт приемки построенного объекта в
эксплуатацию государственной комиссией подлежит утверждению. Утверждение акта
приемки производится инстанцией, назначившей государственную приемочную комиссию.
Утверждение акта приемки проводится:
- по объектам производственного назначения в
срок не более 30-дней;
- по объектам жилищно-гражданского назначения
в срок не более 10 дней со дня подписания актов.
6. Датой ввода в эксплуатацию принятого государственной
приемочной комиссией объекта считается дата утверждения акта о вводе объекта в
эксплуатацию инстанцией, назначившей комиссию.
1. При наличии установленного законодательством
разрешения на производство строительно-монтажных работ собственник (заказчик,
инвестор, застройщик) вправе самостоятельно осуществить приемку в эксплуатацию
завершенных строительством технически не сложных объектов, а именно:
- реконструкцию (перепланировку,
переоборудование) одноэтажных жилых или нежилых помещений (отдельных частей
здания), не связанную с изменением несущих и ограждающих конструкций,
инженерных систем и оборудования, а также перепрофилирование (изменение
функционального назначения) помещений;
- временные строения;
- хозяйственно-бытовые постройки на
территориях индивидуальных приусадебных участков, частных домов, постройки на
участках садовых и огороднических товариществ (обществ), элементы
благоустройства на придомовых территориях или приусадебных (дачных) участках;
- перепланировка (переоборудование) помещений;
- непроизводственного назначения,
осуществляемая в существующих зданиях и не требующая изменения несущих
конструкций;
- малые архитектурные формы и ограждение
территорий;
- открытые спортивные площадки, тротуары,
мощения вокруг зданий (сооружений).
1. Объекты строительства, готовые к
эксплуатации, принимает государственная приемочная комиссия, которая является
коллективным, временным или постоянно действующем органом.
2. В зависимости от значимости или стоимости
строительства, принимаемого в эксплуатацию объекта, Государственная приемочная
комиссия назначается:
- Правительством Республики Таджикистан по
представлению центральных органов государственной исполнительной власти или
местных исполнительных органов государственной власти Горно-Бадахшанской
автономной области, города Душанбе, областей, городов и районов;
- Центральным органом государственной
исполнительной власти;
- местными исполнительными органами
государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов
и районов.
3. Порядок работы приемочных комиссий, их
права и обязанности определяются Правительством Республики Таджикистан.
1. Возведенный строительный объект должен
соответствовать требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан,
сохранности имущества физических и юридических лиц, экологической безопасности
в течение нормативного срока его эксплуатации. Нормативные сроки эксплуатации
объектов строительства устанавливаются уполномоченным государственным органом
по строительству и архитектуре Республики Таджикистан.
2. Нормативный срок эксплуатации объекта
строительства указывается в проектной документации на строительство.
3. Разработчик проектной документации и
подрядчик обязаны обеспечить безопасность объекта строительства в течение
нормативного срока его эксплуатации.
1. Подрядчик, если иное не предусмотрено
договором строительного подряда, гарантирует возможность эксплуатации объекта
строительства в течение установленного гарантийного срока.
2. Заказчик, собственник объекта
строительства до истечения гарантийного срока обязан произвести осмотр объекта
строительства в установленные сроки, составить акт и отразить в акте его
техническое состояние и выявленные дефекты. При необходимости заказчик,
собственник объекта строительства вправе привлечь для участия в его осмотре
представителей подрядчика, органа государственного строительного надзора,
местного исполнительного органа государственной власти.
3. Требования об устранении дефектов
представляется заказчиком, собственником объекта строительства подрядчику в
течение гарантийного срока. Устранение подрядчиком дефектов производится в
срок, согласованный с заказчиком, собственником объекта строительства.
4. Заказчик, собственник (владелец) объекта
строительства вправе устранить выявленные дефекты самостоятельно с отнесением
на счет подрядчика расходов по их устранению, если подрядчик отказался
устранить либо нарушил согласованный срок их устранения. Размер расходов по
устранению дефектов определяется на основании цен, действующих на время
выполнения соответствующих строительных работ.
Государственный контроль в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности проводится
уполномоченным государственным органом по архитектуре и строительству, Службой
государственного надзора по строительству и архитектуре, местным исполнительным
органом государственной власти, местными органами архитектуры и
градостроительства и иными государственными органами в пределах их компетенции
в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.
1. Надзор в области архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности осуществляется в целях
обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства и
требований нормативных правовых и технических актов при подготовке к
строительству, разработке проектной документации на строительство, выполнении
строительных работ, приемке завершенного строительством объекта, а также в процессе
его эксплуатации в период гарантийного срока.
2. В области архитектурной, градостроительной
и строительной деятельности осуществляются следующие виды надзора:
- государственный надзор в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
технический надзор;
- авторский надзор за строительством;
- иные виды надзора, предусмотренные
законодательством.
1. Государственный надзор в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется
Службой государственного надзора по строительству и архитектуре в пределах их
компетенции в соответствии с Положением
«О Государственном надзоре в области архитектурной, градостроительной и
строительной деятельности», утвержденным Правительством Республики Таджикистан.
2. Служба государственного надзора в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в соответствии с
законодательством имеют следующие полномочия:
- осуществлять контроль и надзор за
соблюдением участниками строительной деятельности требований нормативно -
правовых и технических актов, утвержденных архитектурных и строительных
проектов, а также за соответствием используемых при строительстве материалов,
изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам;
- проводить контроль за осуществлением
технического надзора и авторского надзора за строительством, организацией
производственного контроля качества на объектах строительства;
- выдавать в установленном порядке заказчикам
разрешения на производство строительно-монтажных работ, регистрировать объекты
строительства и вести их учет;
- осуществлять иные полномочия,
предусмотренные законодательством.
1. Заказчик или уполномоченное им лицо обязан
осуществлять технический надзор за выполнением строительных работ.
Осуществление технического надзора является обязанностью заказчика.
2. В зависимости от условий строительства заказчик
может осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого
на договорной основе инженера (инженерную организацию).
1. Авторский надзор за строительством
является обязательным и осуществляется разработчиком архитектурного или
строительного проекта в целях обеспечения соответствия
архитектурно-строительных, технологических и иных технических решений и
технико-экономических показателей, вводимых в эксплуатацию объектов
строительства проектным решениям и показателям.
2. Авторский надзор за строительством
осуществляется на основании договора, заключаемого между заказчиком и
разработчиком архитектурного или строительного проекта.
1. Приостановление строительства - временное
прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с
технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ),
которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного
подряда.
2. Приостановление строительства может
осуществляться по решению:
- служб государственного надзора по
строительству и архитектуре, иных государственных органов - в случаях,
установленных законодательством;
- подрядчика - в случае невозможности
дальнейшего выполнения строительных работ в течение более одного месяца по
причинам временного отсутствия строительных материалов и (или) оборудования,
поставляемых заказчиком, либо неоплаты заказчиком выполненных работ в сроки,
определенные договором строительного подряда;
- заказчика - в случае цели консервации
объекта строительства или прекращения дальнейшего строительства, а также
выявления в работе подрядчика недостатков, которые могут повлечь за собой
угрозу безопасности и надежности объекта строительства.
Приостановление строительства может
осуществляться органом или уполномоченным лицом по основаниям, предусмотренным
законодательством и (или) договором.
3. Консервация объекта незавершенного
строительства - приостановление строительства на срок свыше девяти месяцев,
оформленная в установленном порядке и влекущая за собой расторжение договора,
на основании которого осуществлялось строительство.
4. Консервация объекта незавершенного
строительства включает в себя:
- прекращение выполнения строительных работ,
предусмотренных проектной документацией на строительство;
- осуществление необходимых мероприятий по
обеспечению сохранности объекта строительства;
- завершение заказчиком, инвестором расчетов
с подрядчиком за выполненные строительные работы и расторжение договора
строительного подряда;
- проведение заказчиком, инвестором,
инженером (инженерной организацией) периодических осмотров законсервированного
объекта, незавершенного строительства, для обеспечения его сохранности и
безопасности.
5. Решение о консервации объекта
незавершенного строительства принимается при наличии следующих обстоятельств:
- выявления в ходе строительства
несоответствия проекта требованиям технических нормативных правовых актов;
- выявления дефектов в проектной документации
на строительство, требующих ее существенного изменения;
- отсутствия у заказчика средств для
дальнейшего финансирования строительства;
- по иным основаниям, предусмотренным
законодательством или договором строительного подряда.
6. Решение о консервации объектов
незавершенного строительства принимается:
- Правительством Республики Таджикистан или
уполномоченным им органом - по объектам незавершенного строительства,
возводимым за счет средств республиканского бюджета;
- местными исполнительными органами
государственной власти - по объектам незавершенного строительства, возводимым
за счет средств соответствующих местных бюджетов;
- иными заказчиками, - по другим объектам
незавершенного строительства.
В случае приостановления строительства на
срок свыше трех месяцев, лица, указанные в части второй настоящего пункта, по
истечении указанного срока, обязаны принять в течение одного месяца решение о
консервации объекта незавершенного строительства.
7. В решении уполномоченного государственного
органа, заказчика, инвестора и других о консервации объекта незавершенного
строительства определяются: дата приостановления работ, источники
финансирования, сроки разработки документации, необходимой для проведения
консервации, а также меры по обеспечению сохранности строительных материалов и
оборудования с указанием лица, ответственного за их сохранность.
8. Заказчиком или подрядчиком в течение 14
дней со дня принятия решения о консервации объекта незавершенного строительства
составляются:
- акт о консервации объекта незавершенного
строительства с указанием в нем сметной стоимости объемов выполненных
строительных работ до момента консервации, к которому прилагаются ведомости на
неиспользованные строительные материалы и не смонтированное оборудование;
- перечень работ и затрат, необходимых для
обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного
строительства или его конструктивных элементов.
9. На основании перечня работ и затрат,
необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта
незавершенного строительства или его конструктивных элементов, разработчиком
проектной документации составляется смета с учетом мероприятий по обеспечению
сохранности объекта незавершенного строительства и техническая документация по
его консервации. Строительные работы по консервации объекта незавершенного
строительства, предусмотренные сметой, выполняются подрядчиком по
дополнительному соглашению к договору строительного подряда, в котором
предусматриваются сроки выполнения работ и сроки сдачи заказчику
законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных
элементов.
10. Подрядчик обязан сдать заказчику
законсервированный объект незавершенного строительства в согласованные сроки и
возместить понесенные по его вине убытки, а заказчик - принять этот объект.
11. В состоянии консервации объект
незавершенного строительства может находиться не более пяти лет. После
устранения причин, вызвавших консервацию объекта незавершенного строительства,
принимается решение о возобновлении его строительства. Продолжение
строительства осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом и иными
нормативными правовыми актами Республики Таджикистан. Подрядчику по акту
передаются объект незавершенного строительства, и заключение разработчика
проектной документации о его техническом состоянии.
12. В период срока консервации объекта
незавершенного строительства заказчик обязан принять меры для устранения
причин, послуживших основанием для консервации, и соответствии
законодательством Республики Таджикистан завершить строительство объекта либо
распорядиться объектом иным способом, позволяющим завершить его строительство
(продать, передать, и т.п.).
13. По истечении срока консервации объекта
незавершенного строительства, заказчик обязан демонтировать либо снести объект
и привести отведенный под строительство земельный участок в первоначальное
состояние.
14. В случае невыполнения заказчиком части 13
настоящей статьи по заявлению Службы территориального государственного надзора
строительства и архитектуры, суд может принять решение о сносе
законсервированного объекта с незавершенным строительством, с возмещением
расходов за счет заказчика.
1. Демонтаж и снос здания, сооружения, либо
его части производятся в случае, если этот объект строительства:
- возведен на самовольно занятом земельном
участке и противоречит требованиям, предусмотренным в статьях
21-23 настоящего Закона;
- имеет дефекты, которые угрожают жизни и
здоровью граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц и, которые
не могут быть устранены в процессе ремонта либо реконструкции;
- попадает под снос в связи с изъятием
земельного участка для строительства нового объекта в соответствии с
генеральным планом.
2. Ущерб, нанесенный в результате прекращения
имущественного права при сносе здания или сооружения, возмещается с учетом
рыночной стоимости в соответствии с законодательством Республики Таджикистан в
случаях:
- изъятия земельного участка для
строительства нового сооружения в соответствии с генеральным планом (с
привлечением независимого оценщика) за счет заказчика;
- в результате незаконного действия
(бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц.
3. Демонтаж или снос здания, сооружения
осуществляются собственником (владельцем) за его счет в случаях,
предусмотренных в первом и втором абзацах части 1 настоящей статьи.
4. В случае возникновения споров по решению о
демонтаже или сносе здания, сооружения и (или) их частей, а также по возмещению
ущерба, предусмотренных в части второй настоящей статьи, решение может быть
обжаловано в суд. Выполнение решения о демонтаже и сносе здания и сооружения
или его части приостанавливается до рассмотрения судом жалобы.
1. Собственник объекта строительства имеет
право на сведения о:
- технических нормах, обязательным
требованиям которых должны соответствовать строительные материалы, оборудование
и выполненные строительные работы;
- правилах эксплуатации объекта строительства;
- гарантийных обязательствах подрядчика и
порядке предъявления ему претензий;
- сроках эксплуатации (службы) объекта
строительства;
- разработчиках проектной документации и
субподрядчиках, принимавших участие в разработке проектной документации и сооружении
объекта строительства.
2. Подрядчик, заказчик представляют
информацию об объекте строительства, предусмотренную частью 1 настоящей статьи,
его собственнику.
1. Собственники, пользователи объекта
строительства обязаны эксплуатировать объект строительства в соответствии с
требованиями законодательства, а также целевыми и функциональными его
назначениями.
2. Собственники, пользователи объекта
строительства, если законодательством не установлен иной порядок, при его
эксплуатации обязаны:
- сохранять архитектурный облик объекта
строительства;
- проводить осмотры технического состояния
объекта строительства;
- содержать объект строительства в надлежащем
техническом, санитарно-гигиеническом, противопожарном, экологическом и
архитектурно-эстетическом состоянии;
- соблюдать требования в области охраны
окружающей среды;
- хранить в течение всего нормативного срока
эксплуатации объекта строительства архитектурные и строительные проекты.
3. Периодичность технических осмотров, а
также перечень объектов строительства, по которым такие осмотры не обязательны,
определяется уполномоченным государственным органом по строительству и
архитектуре Республики Таджикистан.
4. При выявлении дефектов в техническом
состоянии объекта строительства, создающих угрозу возникновения опасности для
жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц,
окружающей среды, органы государственного надзора вправе выдать собственнику,
пользователю эксплуатируемого объекта строительства предписание об устранении
имеющихся дефектов или о проведении экспертизы технического состояния объекта
строительства, а при необходимости - о временном запрещении его эксплуатации.
5. Собственник, пользователь объекта
строительства, если законодательством не установлен иной порядок, обязан
периодически производить ремонт эксплуатируемого объекта, строительства,
выполнять требования территориальных органов архитектуры и градостроительства и
иных государственных органов, осуществляющих надзор за эксплуатацией
возведенных объектов строительства. Периодичность ремонтов определяется
правилами эксплуатации объектов строительства.
Физические и юридические лица привлекаются к
ответственности за нарушение требований настоящего Закона в области
архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в соответствии с
законодательством Республики Таджикистан.
Признать утратившим силу Закон Республики
Таджикистан от 15 мая 1997 года № 440 «Об
архитектуре и градостроительстве» (Ахбори Маджилиси Оли Республики
Таджикистан, 1997, №10, ст. 137).
Настоящий Закон ввести в действие после его
официального опубликования.